Тема №13 «Как стимулировать мышление? Искусство задавать вопросы»
В нашей с вами жизни работа учителя складывается не только из того, что он хорошо знает материал, но и умело выстраивает дорогу ученикам. И, как известно, искусство задавать вопросы становится важной частью того, насколько знания, имеющиеся у учителя, станут знаниями учеников.
В народе есть пословица: Каков вопрос-таков ответ или..
«Мусор на входе — мусор на выходе» — эта истина весьма популярна среди разработчиков компьютерных систем: если вы вводите неправильные исходные данные, то получите неправильные результаты на выходе.
Тот же самый принцип применим и к педагогическому общению: если вы зададите неверные, некорректные вопросы, определите неудачные учебные задачи, скорее всего, получите необъективные результаты, неверные ответы или, по крайней мере, не совсем то, на что надеялись.
Учителя всегда в поиске путей оригинальной постановки учебных задач, формулирования удачных вопросов, адекватных педагогических ситуаций, влияющих на качество образовательного процесса. Природное любопытство и соответствующие познавательные вопросы — это то, что помогает поддерживать интерес к обучению и мотивацию учащихся.
Постановка правильных вопросов лежит в основе эффективного обучения. Используя их в конкретных педагогических ситуациях, вы можете повлиять на формирование и развитие всех учебных компетенций учащихся.
Умелое задавание вопросов должно сопровождаться нашим умением выслушать ученика, чтобы понять, насколько ученик погружён в тему, знает ответы, имеет свою позицию.
Убедитесь, что вы даёте ученику достаточно времени для ответа (30 сек.). Его ответ обязательно должен включать в себя время на размышление. Не торопитесь огорошивать его новыми вопросами.
Язык жестов и тон голоса ученика также могут нам показать, насколько ученик уверен в своих ответах.
Решение:
- Педагогам школы принять к сведению данную информацию, включиться в апробацию умело задавать вопросы.
- Учителям по своему предмету выбрать любое задание из учебника и составить не менее 10 вопросов, включая разные виды вопросов к следующему заседанию.
-Пресс-центру «Точка роста» разработать памятку для учителей: «Важные правила любого опроса в классе» к следующему заседанию.