Наставничество-форма, обеспечивающая непрерывное становление, развитие и адаптацию к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Наставничество понимается как социальный институт обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколением педагогических работников, а также наставничество выступает как элемент системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов и является частью методической работы школы по совершенствованию педагогического мастерства работников включающая работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организация работы с кадрами по итогам аттестации; обмен опытом между членами педагогического коллектива. Наставник- участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовывать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, а также обладающий опытом и навыками, которые необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставляемый- участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с педагогом наставником и при его помощи и поддержки приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается результатов, преодолевая свои профессиональные затруднения.
Нашему вниманию была представлена видео зарисовка о реализации целевой модели наставничества в Омской области.
Сегодня в региональной системе образования есть мероприятия, которые поддерживают развитие института наставничества в том числе и на уровне образовательной организации. Многим педагогам хорошо известна школа наставничества которая реализовывалась в Омской области в течении пяти лет, кроме того педагоги образовательных организаций могут принимать участие в областном конкурсе профессионального мастерства «наставник» + «молодой педагог» = «команда» проводимые институтом развития образования с 2016 года и которые по праву востребован международными партнерами из республики Казахстан.
В качестве иллюстрации к вышесказанному нашему вниманию был представлен видеоролик конкурса наставник + молодой педагог = команда 2021 года. Чернецкая Полина Юрьевна и Гордюшена Светлана Валерьевна педагоги из Конезаводской СОШ Марьяновского района, где представлено взаимодействие наставника и наставляемого, как они совместно решают здесь и сейчас поставленные перед ними профессиональные задачи представляя свой мастер-класс и педагогическую идею.
Реализация принципов целевой модели наставничества для использования в региональных методических ресурсах формирования состава регионального и муниципального актива педагогов наставников и преобразования адресной методической работы в каждой образовательной организации поможет сформировать неповторимый педагогических почерк и повысить педагогическое мастерство каждого педагога.
Решение:
1. Принять к сведению всем учителям - предметникам формы наставничества, как один из важнейших инструментов передачи социально значимого, профессионального и личностного опыта системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников.
2. Доработать локальные акты и положения о системе наставничества, дорожные карты «Учитель-учитель», «Учитель-ученик».
3. Активно реализовать на практике эффективные приёмы командной работы «Наставник - наставляемый».