Тема №17 "Функциональная грамотность на уроке"
Что мы понимаем с вами под функциональной грамотностью?
Институт стратегии развития образования Российской академии образования даёт такое определение: функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Это прежде всего способность ребенка применять знания, которые он получил на разных предметах, в каких-то практических жизненных ситуациях и насколько легко он владеет этими умениями.
Международное исследование pisa проверяет составные части функциональной грамотности -это читательская грамотность, математическая грамотность и естественно- научная грамотность.
Не так часто проверяются в исследовании pisa финансовая грамотность, креативное мышление и глобальной компетенции.
Шесть основных видов грамотности объединяют общим понятием функциональная грамотность.
Связаны ли с собой планируемые результаты стандарта с ФГ?
У нас есть 3 группы планируемых результатов: предметные, метапредметные и личностные.
Если мы с вами посмотрим на группу предметных планируемых результатов, то в каждом предмете русский и математика, и биология, и физика, и другие предметы, как раз отражена способность детей использовать знания при решении практических ситуаций.
Если мы с вами посмотрим на метапредметные результаты, а особенно на познавательные УУД, то вы увидите, что любую грамотность вы не сможете сформировать без логических и общеучебных действий.
Если вы посмотрите на личностные результаты, которые у нас выделяются в стандарте: как самоопределение, смыслообразование, то глобальная компетентность, креативное мышление как и другие виды грамотности непосредственно связаны с личностными планируемыми результатами.
Поэтому говорить о том, что это совершенно два разных направления деятельности учителя, а именно формирование планируемых результатов и формирование функциональной грамотности нельзя. Это одно и то же. Мы должны формировать у учащихся способность использовать знания при решении конкретных практических ситуаций на основе предметных результатов и метапредметных в том числе.
При формировании функциональной грамотности используются логические и общеучебные действия.
логические действия:
-анализ и синтез
- подведение под понятие
- сравнения
-выведения следствий из причин
-построение логической цепочки рассуждений, доказательства
- выдвижение гипотез и их обоснований
-установления причинно-следственных связей
Без сформированных перечисленных логических действий невозможно сформировать любой вид функциональной грамотности. Потому, что решая задания на формирование или оценку функциональной грамотности ребенок используют эти логические действия.
Еще есть у нас общеучебные действия, связанные с использованием знакосимволических средств, в том числе – это модели и схемы для решения конкретных задач.
Есть задания где обучающимся нужно прочитать информацию, понять информацию представленную в таблице, в графике, в схеме или же нужно самому составить такую модель для того чтобы выполнить какое-то задание.
Безусловно, без сформированности общеучебного действия, моделирования невозможно формировать любой вид функциональной грамотности.
У нас в России нет такого исследования, которое одновременно оценивало бы уровень сформированности познавательных действий и функциональной грамотности. Поэтому наш ИРООО разработал комплексную работу, где оценивается одновременно уровень сформированности функциональной грамотности и познавательных УУД.
Решение:
1.Ввести курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 2 – 9 классов.
2. Разработать рабочие программы «Математическая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», «Читательская грамотность».
3. Внести изменения в программу воспитания и социализации, обозначив формирование функциональной грамотности как приоритетную задачу.
4. Внести изменения в положение о ВСОКО.
5. Системно использовать на уроках и во внеурочное время всеми педагогами форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию функциональной грамотности.