Тема №14 "Секреты организации групповой и командной работы на уроке как средства достижения образовательных результатов"
Отличия групповой и командной работы, что нужно учесть, какие секреты успешного мастерства нужно знать и овладеть педагогу, чтобы эта деятельность была максимально продуктивной и эффективной.
Принципы командной работы.
Существуют 4 основные принципа. Как мы их понимаем.
- Взаимозависимость. Ученики работают в команде, их действия зависят от действия участников их же команды. Очень важно, что дети работают над единым продуктом и работа каждого важна и результат каждого зависит от результата следующего участника команды. Если обучающийся не сделал свою часть, то другой не может приступить к дальнейшим действиям к следующему этапу, пока не получил результат отдельный участник команды. Если не получается результат у обучающегося, то в таком случае помогает учитель.
- Индивидуальная ответственность . Характерна для любого вида деятельности, когда над продуктом работают несколько обучающихся. Важно!!! Выполнять работу должен каждый ученик и он несет ответственность за результат своей деятельности. Каждый закреплен за конкретный результат . В случае, если ученик не справляется, то команда помогает ему выполнить это задание. т.к. здесь индивидуально ответственен абсолютно каждый. И команда подключается, для того. Чтобы результат участника был завершен и его действие будет выполнено.
- Равное участие. Предполагает, что обучающиеся которые организованы в команду , выполняют одни и те же действия, т.е. если учитель определяет на уроке 3 действия для команды. Это значит, что абсолютно все участники команды выполняют эти 3 действия. Кроме того. Эти действия не ограничены во времени и у каждого участника команды это время одинаковое. Например: если учитель дал 5 минут на выполнения задания, то это абсолютно для всех 5 минут.
- Одновременное взаимодействие. Дается задание для команды, то ситуация одновременного взаимодействия заключается в том, что мы можем это визуализировать. Когда абсолютно все участники команды начали выполнять какое – то действие.
Ошибки учителя. Чаще всего , когда группе или команде дается задание, то как правило его выполнят несколько учеников, кто- то делает, а другие просто ожидают. Учитель предполагает таким образом организационную деятельность в команде, когда у каждого есть своя роль и он здесь и сейчас ее выполняет и визуально мы можем видеть, что все дети одинаково включены в процесс учебной деятельности. Идеально: Я выступаю , остальные выслушивают, оценивают, поправляют, корректируют, задают вопросы или помогают отвечать на комментарии, которые поступают. Здесь все одновременно взаимодействуют и учитель может это видеть визуально,, что все 1000% детей в команде сейчас работают, они заняты какой – либо деятельностью. Кто – то записывает, кто – то комментирует зарисовывает, в зависимости от продукта деятельности, которые учитель определил для команды.
Поэтому, чтобы организовать групповую и командную работу безусловно существуют свои приемы и каждый такой прием реализует все принципы. Может быть в приеме реализуется частично принципы: например. 2 из 4 , или 3 из 4.
Проанализировав с помощью какого приема мы реализуем деятельность, мы должны отвечать себе на вопросы:
Реализуются ли принципы командной работы. Групповая работа без принципов командной работы остается групповой.
Соблюдать 4 принципа командного взаимодействия, это важно. Прием «Подумай- осуди- запиши». Может показаться, что это командное взаимодействие, соблюдается лишь часть принципов командной работы, и у каждого ребенка есть свой индивидуальный продукт деятельности. На каждом этапе конкретное задание, вы должны выполнять, время ограничено ( продумать сколько секунд, минут) отводится детям на проработку той или иной позиции в карточке. А в карточке несколько видов деятельности.
Карточка алгоритм.
Все 4 принципа в алгоритме выполнения задания мы можем увидеть. Когда у детей равное участие, когда у детей одновременно происходит взаимодействие, когда они абсолютно ориентированы на единый продукт деятельности. У каждого ребенка есть индивидуальная ответственность, т.к. в конкретный период времени, когда нужно выполнить свои задания и передать свой листок другому участнику группы. Если ученик не выполняет задание, то это остановит работу всей группы и ребенок почувствует ситуацию неуспеха. Т.Е. учитель четко определяет эту алгоритмизацию.
Вывод.
Секреты успешной организации групповой и командной работы. Ученик должен выходить с урока с четким пониманием того, чему он научился, что он делает уверенно и правильно, какие еще есть затруднения и над чем нужно поработать
Решение:
1. Принять к сведению всем учителям - предметникам отличительные признаки организации групповой и командной работы на уроке.
2. Активно реализовывать на уроках эффективные приёмы групповой и командной работы.
3. Педагогам, представившим уроки в рамках ЕМД, подготовить конспекты для публикаций в интернет-сообществах.
4. Делиться эффективными методами и приёмами организации групповой и командной работы с коллегами.