Тема №7. "Поэтапность в формировании умственных действий: самые частые ошибки, допускаемые учителями. Стратегия "Я - мы - ты".
Этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я.Гальпериным:
1. Формирование мотивационной основы действий.
2. Знакомство детей с ориентировочной основой действий.
3. Формирование действий в материальном (материализованном) виде с развёртыванием всех входящих в него операций (выполнение осваиваемого действия с опорой на ООД).
4. Отработка действий во внешнем плане как внешнеречевого (проговаривание в громкой речи без опоры на ООД).
5.Проговаривание «про себя», во внутренней речи.
6. Превращение действий во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».
Стратегия «Я – МЫ – ТЫ»
1 |
«Я» |
Я делаю |
2 |
«МЫ» |
Я делаю; ты помогаешь |
3 |
«МЫ» |
Ты делаешь; я помогаю |
4 |
«ТЫ» |
Ты делаешь |
5 |
«ТЫ» |
Ты делаешь… И опять делаешь… И опять… И опять… |
Ошибки, допускаемые учителями
1. Базовые знания и учебные действия рассматриваются как результаты одного урока.
2. Берётся за основу темп усреднённого ученика.
3. При планировании урока не учитывается ЗБР (зона ближайшего развития) при подборе заданий и способов их выполнений.
4. Отсутствие ответа, неполный ответ обучающихся не является для учителя сигналом применения приёмов, обеспечивающих достижения результатов.
5. Домашнее задание без учёта формирования умственных действий (по уровню сложности, трудности по объёму и способу предъявления).
Решение:
Подготовку к урокам проводить согласно рекомендациям.
Учитывать дозировку домашнего задания по всем предметам.
Проанализировать каждому учителю свои и ошибки и провести
коррекционную работу.